АКТУАЛЬНЫЙ ВЗГЛЯД НА МЕДИЦИНСКУЮ ИНФОРМАЦИОННУЮ СИСТЕМУ

О трансформации роли МИС в управлении клиникой. Об интеграции со значимыми медицинскими сервисами, без которых клиника неконкурентоспособна. О важных законодательных требованиях к МИС, о которых немногие разработчики говорят своим клиентам, но о них нужно знать.

Никого уже не удивляет использование электронно-медицинской карты пациента, ведение электронной истории болезни, запись на приём к врачу через личный кабинет, онлайн оплата и так далее. Такие базовые функции на сегодняшний день реализует почти любая медицинская информационная система (МИС), а рынок разработчиков, которые способны закрыть эти потребности, достаточно насыщен. Сегодня, когда речь идёт о МИС, мы не может ограничиваться набором функций и сервисов, которыми обладает система. 

МИС — это не просто система для управления клиникой, а элемент медицинской экосистемы, где МИС её ядро. 

Автоматизация бизнес-процессов — не самоцель, а необходимость. Да, медицинская информационная система обладать достаточным функционалом, чтобы покрывать все рутинные потребности врачей, административного персонала и руководства клиники. Но требования и ожидания рынка от МИС вышли на новый уровень. Реальной ценностью обладает та МИС, которая включает отдельное медицинское учреждение, сеть клиник, региональное здравоохранение в медицинскую экосистему. То есть даёт возможность клинике взаимодействовать со всеми значимыми медицинскими сервисами.

В коммерческих медучреждениях все информационные потоки строятся вокруг МИС, в государственных — значимая часть информационного обмена связана с региональной МИС. В свою очередь Региональная МИС заметным образом включена в экосистему Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ). В этой схеме взаимодействия МИС является связующим звеном. 

СЕРВИСЫ — УЧАСТНИКИ ЦИФРОВОЙ ЭКОСИСТЕМЫ

Экосистема создается посредством вовлечения в информационное взаимодействие всех участников процесса. 

Основные участники, с которыми взаимодействует медучреждения различных типов: 

  • Маркетинговые сервисы: лидогенераторы, call-трекеры, системы оповещения и опросов. Все сервисы, которые отвечают за обеспечение непрерывного потока пациентов, поддержание взаимоотношений с лояльными клиентами и анализом работы персонала клиники (составная часть CRM клиники). 
  • Диагностические службы: клинико-диагностические центры и сервисы получения Второго мнения. 
  • Сервисы поддержки врачей: Системы поддержки принятия врачебных решений (СППВР), например, Алгом, Соцмедика. Анализ лекарственных назначений, например, Медиката. AI (artificial intelligence) — сервисы построенные на базе искусственного интеллекта. 
  • Информационно справочные системы: Регистр лекарственных средств (РЛС), Федеральная информационная адресная система (ФИАС), Федеральном регистре медицинских организаций (ФРМО), Федеральный регистр медицинских работников (ФРМР), Единый структурированный справочник-каталог лекарственных препаратов (ЕСКЛП). 
  • Сервисы для граждан: Личный кабинет, Телемедицина, Личный кабинет страховой компании и Личный кабинет лидогенераторов (Продокторов, DocDoc, НаПоправку, Medboх). 
  • Государственные фонды и службы: ФСС, ФМС, ТФОМС, Роспотребнадзор. 
  • ЕГИСЗ: Стандартизированный электронный медицинских документ (СЭМД), Федеральный реестр электронных медицинских документов (РЭМД), Федеральная электронная регистратура (ФЭР), Медико-социальная экспертиза (МСЭ), Федеральные регистры. 
  • Лекарственное обеспечение: Мониторинг Движения Лекарственных Препаратов (МДЛП), On-line Аптеки, Дополнительное лекарственное обеспечение (ДЛО). 
  • Финансово-страховые: Электронный документооборот (ЭДО) с контрагентами и страховыми компаниями, интеграция с сервисами Ассистанс, Согласование страховых услуг, Банковское ПО, Бухгалтерское ПО. 
  • Экстренные службы: МЧС, Скорая медицинская помощь (СМП). 

Для любых типов медучреждений, как коммерческих, так и государственных в разной степени необходима интеграция с этими сервисами. Сейчас активно растет спрос на интеграцию коммерческих медучреждений с государственными службами (МДЛП, ФСС, ЕГИСЗ, ФРМР, ФРМО), этому способствует изменения в российском законодательстве. А в государственных медучреждениях, которые стараются конкурировать с коммерческими в части предоставления платных услуг, формируется спрос на маркетинговые сервисы. 

Наиболее эффективно, чтобы все перечисленные выше сервисы были доступны врачам и всем сотрудникам медучреждения в рамках одной медицинской электронной системы. Это бесспорно удобно. Кроме того, реальность такова, что, например, без подключения к телемедицинской веб-платформе клиника будет терять потенциальных клиентов, которые хотят проконсультироваться онлайн, а без маркетинговых сервисов будет сложно контролировать уровень сервиса и поддерживать лояльность пациентов. Это напрямую влияет на конкурентоспособность медучреждения. 

Если клиника не включена в единую медицинскую цифровую экосистему — она отстаёт от запросов рынка. 

ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ О СОВРЕМЕННОЙ МИС

Не каждая медицинская информационная система может обеспечить включение медучреждения в медицинскую экосистему. Это связано с большим количеством законодательных требований, предъявляемым к разработке таких систем. Технически любой разработчик медицинских программ может обеспечить набор тех интеграций, о которых мы говорили выше. Фактически — это большие денежные затраты и годы работы, как над реализацией соответствующий сервисов, так и над получением необходимых лицензий, сертификатов и разрешений на осуществление подобных систем. 

Анализируя рынок медицинских систем, мы видим, что десятки разработчиков на российском рынке в основном конкурируют по двум критериям — функциональность и современность интерфейса. Последние — это запрос медицинского бизнеса последних лет. Мы сталкиваемся с тем, что модный интерфейс ставится выше функционала. Многие хотят иметь одну волшебную кнопку, которая решит все задачи в клинике. Но надо понимать, что профессиональные комплексные системы с богатым функционалом предполагают насыщенный интерфейс. В таких интерфейсах иногда сложно разобраться с первого взгляда, но для этого существует обучение сотрудников и техническая поддержка со стороны компании-разработчика. 

Большинство ищет МИС, а на самом деле единственное рабочее решение для цифровизации клиники — это включение её во всю медицинскую инфраструктуру.  Медицинская информационная система — лишь часть этого решения.

Нет сомнений, что и функциональность, и удобство использования — важные пункты при выборе системы. Но большинство медицинских информационных
систем, особенно только появившиеся на рынке, не способны конкурировать по наиболее важному, на наш взгляд, критерию — степень интеграции в медицинскую экосистему. Так как требования к МИС, которые способны это обеспечить, очень высоки.

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К МИС, О КОТОРЫХ РАЗРАБОТЧИКИ МАЛО ГОВОРЯТ СВОИМ КЛИЕНТАМ, НЕМНОГИЕ МОГУТ ИСПОЛНИТЬ, НО О НИХ ОБЯЗАТЕЛЬНО НУЖНО ЗНАТЬ ПРИ ВЫБОРЕ МЕДИЦИНСКОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ: 

  • Статус «иной информационной системы» (понятие, определенное федеральным законом №149). Интеграция с оператором иной информационной системы позволяет подключиться к защищённому контуру ЕГИСЗ. Например, работая с МИС, которая имеет такой статус, частные клиники могут передавать данные в федеральную электронную регистратуру (ФЭР), федеральную интегрированную электронную медицинскую карту (ИЭМК) и федеральный реестр электронных медицинских документов (РЭМД). Самостоятельное получение доступа к защищённому контору ЕГИСЗ, с учетом прохождения всех необходимых сертификаций, может занять год и более. Например, мы потратили почти два года на получение соответствующих документов и разрешений.
  • Аттестация в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных». Согласно ФЗ-152 для обработки медицинских персональных данных требуется, как минимум, 3 уровень защищенности персональных данных. Для интеграции с федеральными сервисами нужен 2 уровень защищенности. Единственный законный способ обработки и передачи медицинских персональных данных — это работа через аттестованную платформу, которая обеспечивает необходимый уровень защищенности данных.
  • Лицензия ФСБ на работы и услуги, выполняемые со средствами криптографической защиты информации (СКЗИ). Лицензия необходима компании-разработчику медицинской информационной системы, если в МИС реализована квалифицированная электронная подпись, которая должна обеспечивать юридическую значимость документов электронной медицинской карты пациента. При этом не имеет значения, что для электронной подписи используются внешние сертифицированные СКЗИ (КриптоПро, VipNet и т.п.). Компания-разработчик МИС в любом случае обязана получить лицензию на встраивание средств криптографической защиты, если она осуществляет разработку МИС не для собственных нужд, а занимается разработкой и продажей МИС другим юридическим лицам (медицинским организациям).
  • Регистрационное удостоверение на медицинское изделие. Если в составе МИС есть лабораторная или радиологическая информационная система (ЛИС или РИС), то необходимо это удостоверение.
  • Регистрация в Едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных. Обязательное условия для МИС, которая устанавливается в государственных медучреждениях.

Это далеко не все, но основные законодательные требования, которые могут отличать зрелую современную МИС от систем, которые позиционируют себя, исключительно как «удобный, красивый и интуитивный» интерфейс.

В этой статье не будем затрагивать тему функционала. Обо всех возможностях, которые может предлагать современная МИС смотрите здесь. Можно найти огромное количество статей в интернете, о том, как выбрать МИС, на что обращать внимание при покупке и так далее. Но мы нигде не встретили консолидацию действительно важных моментов, применимых к современным МИС. Поэтому предложили свою версию, на что стоит обратить внимание и за какими медицинскими системами будущее.

 

Итого: Современная МИС — уже не может быть просто отдельно взятой медицинской системой или самописной программой на базе неспециализированной информационной системы. Конкурентоспособные медучреждения должны быть встроены в информационное пространство здравоохранения. Поэтому нужно искать не МИС, а решение, которые включит клинику во всю медицинскую инфраструктуру. Без взаимодействия с другими участниками нельзя построить полноценно работающее решение.