ЕГИСЗ: что это такое, зачем нужна, как коммерческим клиникам подключиться к системе.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 01.06.2021 г. № 852 «О лицензировании медицинской деятельности» подключение и передача данных в ЕГИСЗ является обязательным условием для получения и продления лицензии на осуществления медицинской деятельности.
Требования Постановления касаются всех медицинских организаций, вне зависимости от формы собственности.
Что такое ЕГИСЗ
ЕГИСЗ — единая государственная информационная система здравоохранения. Здесь хранятся и обрабатываются данные обо всех медицинских организациях страны, медицинских сотрудниках и пациентах.
ЕГИСЗ состоит из 13 подсистем:
- федеральный регистр медицинских работников (ФРМР);
- федеральный реестр медицинских организаций (ФРМО);
- федеральная электронная регистратура (ФЭР);
- федеральная интегрированная электронная медицинская карта (ФИЭМК);
- федеральный реестр электронных медицинских документов (ФРЭМД);
- специализированные регистры пациентов по отдельным нозологиям и категориям граждан;
- информационно-аналитическая подсистема мониторинга и контроля в сфере закупок лекарственных препаратов для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
- подсистема автоматизированного сбора информации о показателях системы здравоохранения из различных источников и предоставления отчетности;
- федеральный реестр нормативно-справочной информации (ФНСИ);
- подсистема обезличивания персональных данных;
- геоинформационная подсистема;
- защищенная сеть передачи данных;
- интеграционные подсистемы.
Зачем нужна ЕГИСЗ
Главная цель создания ЕГИСЗ — повышение уровня качества и доступности медицинских услуг за счёт цифровизации и объединения всех данных в единую систему.
Например, Минздраву легче контролировать соблюдение качества оказания медицинской помощи. Граждане смогут увидеть свою историю болезни в электронной медицинской карте на едином портале ГосУслуг. Клиники, состоящие в единой базе, получат дополнительный поток пациентов, записавшихся через ГосУслуги.
Подробнее о целях и задачах ЕГИСЗ можно узнать из Положения, утвержденном Постановлением Правительства РФ № 140 от 9 февраля 2022 года.
Какие данные нужно передавать в ЕГИСЗ
В первую очередь частные медицинские организации обязаны передавать сведения об оказанной медицинской помощи в Федеральный реестр электронных медицинских документов (РЭМД) и в Федеральную интегрированную электронную медицинскую карту (ИЭМК). Передачу данных необходимо осуществлять в течение одного рабочего дня со дня формирования медицинского документа.
Во всех подсистемах ЕГИСЗ регистрироваться не надо. Подключение к обязательным системам можно существенно упростить.
Как коммерческим клиникам подключиться к ЕГИСЗ
Есть несколько способов наладить обмен данными с ЕГИСЗ:
- Прямое подключение с регистрацией в ЕГИСЗ собственной медицинской информационной системы.
Этот способ предполагает, что медицинская организация самостоятельно приобретает специальное оборудование защиты информации, организует защищенный канал связи, проводит аттестацию по информационной безопасности и проходит все этапы разработки и тестирования взаимодействия с ЕГИСЗ. Данный способ связан с высокими расходами клиники на оборудование и каналы связи. Также как правило сильно растянут во времени. Весь процесс может занять до 1 года.
- Подключение через региональные компоненты ЕГИСЗ (региональные медицинские информационные системы или РМИС).
Данный вариант аналогичен первому варианту в части необходимости приобретения специального оборудования и каналов связи. Как правило, РМИС в настоящее время не имеют описанных интеграционных профилей и регламентов по взаимодействию в части передачи структурированных электронных документов из медицинских информационных систем частных медицинских организаций. По этой и другим причинам подключение и настройка передачи документов в ИЭМК и РЭМД также занимает долгое время, или невозможна в принципе. Кроме того, при таком решении, медицинская организация зависит от дополнительного фактора – корректной работы РМИС по передаче документов в ЕГИСЗ.
- Подключение через иные информационные системы, подключенные к ЕГИСЗ.
Таких систем в настоящее время крайне мало, одной из них является портал «Инфоклиника.RU». Информационная система «Инфоклиника.RU» прошла испытания и подключена к промышленной среде сервисов ЕГИСЗ, в том числе к ИЭМК и РЭМД. Для подключения медицинской организации потребуется подключиться к «Инфоклиника.RU» и подать по одной заявке на подключение к сервисам ИЭМК и РЭМД в ЕГИСЗ. После ее рассмотрения, как правило до 3-х рабочих дней, медицинская организация сможет осуществлять передачу документов в РЭМД и ИЭМК.
Этот способ существенно облегчает процесс подключения к ЕГИСЗ.
Какие процессы нужно наладить внутри клиники для интеграции с ЕГИСЗ
Для подготовки клиники к передачи данных в ЕГИСЗ необходимо наладить внутренние бизнес-процессы. Мы выделили три самые основные:
- Привести персональные данные медработников, хранящиеся в МИС, в соответствии с ФРМР;
- Регистрировать СНИЛС пациентов;
- Вести учёт оказания медицинской помощи не как отдельный приемы, а совокупно по случаям заболевания.